Обратная связь

Заказать звонок

Для того чтобы задать вопрос, укажите свои контактные данные.
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Архитектурно-Строительное
Объединение
8 (499) 180-42-91
8 (499) 180-40-31
контакты | с 9 до 18
Готическая философия

Готическая философия

 Профессор, доктор технических наук, президент архитектурно -строительного «Объединения «Интекс», писатель, загадочный человек Михаил Харит живет в готическом замке и дружит с привидениями.

-Почему готика?
-Я человек переходного периода – от готики к ренессансу, даже скорее готический. Люблю замки, мне комфортно в них жить. У меня есть подземелье, где собрана коллекция пыточных инструментов XVI века. Причем я люблю натуральную готику, когда старинные камни, нет современных красок, паутина…Я сам придумал свой готический замок и в 1993 году уже жил на Рублевке. В те перестроечные времена особого выбора материалов, да и архитектурных бюро не было… С 1988г. «Интекс» строит на Рублевке по-настоящему интересные и красивые дома. И мы первые, с кем начали работать все иностранные фирмы, которые шли на российский рынок. Мы собрали мощный коллектив художников-безработных в ту пору великих архитекторов, скульпторов, гравировщиков. Тогда ведь не было понятия архитектора, работающего над частным домом: строили кинотеатры, фабрики, заводы, пароходы. Я помню, наш первый проект стоил долларов 15, и это вызвало шок у заказчика - за набор бумаг и чертежей такие большие деньги. Сейчас у многих строительных компаний совсем другие возможности. Например, у нас есть свои архитектурно - дизайнерские бюро, научно - исследовательские лаборатории, цеха, мы сами производим практически все необходимые материалы, которые нужны для строительства.

-Серьезный подход у вас!
-Конечно, не на пустом месте все это получилось. Было такое Министерство транспортного строительства. Я был там самый молодой заведующий лабораторией, которая разрабатывала новые технологии строительства и материалы. На базе научно-исследовательского института и этой лаборатории была создана наша строительная компания. У нас есть научно-исследовательский сектор. В год мы регистрируем порядка 30 патентов.

-Как вы все успеваете? Я знаю, что вы еще - автор книг «Новый век российской усадьбы» и «Красивый дом. Архитектурные идеи разных стран»…
- Да, это два тома, сейчас готовится к печати третий. Чем легче ты относишься к жизни, тем больше успеваешь. За день можешь сделать миллион дел. Кроме того, я совершенно убежден, что талантливый человек талантлив во всех отраслях. Как правило, люди не всегда дают себе возможность заниматься многими вещами. Так сложилось, что я люблю заниматься музыкой, архитектурой, люблю науку, спорт, рисую. И все успеваю. Нужно правильно планировать время. Моя любимая игрушка сейчас - журнал «Модерн». Это очень интересный проект. Мы сделали его в эстетике XIX века. Журнал изысканный - страницы вырисовываются художниками вручную. Каждый номер - произведение искусства. У нас работает один из лучших фотохудожников мира - Елена Мартынюк. Я познакомился с ней в Австрии, пригласил в Москву, теперь мы работаем вместе.

-Журнал «Модерн» - успешный коммерческий проект?
-Выходит журнал уже три года, и с точки зрения коммерции он успешный. Но здесь для меня главное-искусство. Еще одно мое увлечение – исследования в области религии. Я знаком практически со всеми руководителями мировых религиозных конфессий. И «Модерн» также отражает религиозные исследования – мы даже позиционируем его как «журнал духовного поиска». Для подготовки номера приходится порыться иногда в библиотеках Ватикана, и не только. Для каждой статьи мы получаем совершенно оригинальные материалы, которые нигде не печатались.

-Представляю, какая у вас домашняя библиотека!
-Дома в моей библиотеке порядка 15 тысяч томов.

-Любимые писатели есть?
Из современных мне нравится Фаулс. А из русских писателей начала XX века -Мережковский. Я вообще люблю конец XIX-начало XX века, потому что в этот период происходила ломка старых стереотипов, ломка всех догм – в искусстве, религии, философии. И был необычный духовный прорыв.

-Михаил Давидович, но смена веков и перелом эпох всегда сопровождались состоянием декаданса в обществе и искусстве….
-Представим, что в кабинет «папы» (так назовем Бога) ворвался не один ребенок , а группа детей. Один посмотрел на это все и загрустил, подумал - я так плох, а папа так велик. Получился декаданс. Другой же ребенок решил быстрее расти и стать как папа. Это совершенно другое состояние. Декаданс – лишь одно из состояний прорыва и ломки догм. Было очень много другого. Например: классический модерн конца XIX –начала XX века. Мне нравится тот период еще тем, что впервые в историю на равных правах с мужчиной вошла женщина. Появились женщины – математики, историки, философы, писатели. В Средневековье женщину человеком не считали. И потом женщина была каким–то придатком, в Ренессанс ею любовались, но она была как просто красивый цветок. Мне совершенно чужда эта точка зрения. Дело в том, что мужчина и женщина, созданные друг для друга, образуют единую душу. Они складываются как два пазла. И душа устроена из мужской и женской части. Точно так же устроен Бог- у него тоже есть мужская и женская часть. Это такая сущность. Причем мужчина составляет «верхнюю» часть души. Подсознательно многие христиане отождествляют это с Девой Марией. Еще Иисус Христос говорил, что мужчина взаимодействует с Богом, а женщина с мужчиной. Ну, это так, тут ничего не поделаешь. Зато женщина передает мужчине информацию об окружающем материальном мире. И если сравнивать с автомобилем, то мужчина – это двигатель, а женщина - колеса.

-Вернемся на землю. В Москве существует понятие «харитовский модерн». Что для вас модерн?
- Это прежде всего философия. Довольно сложная. С религиозной точки зрения, продолжая аналогию Бога с Отцом, представим, что к Нему в кабинет в его отсутствие входит еще не сформировавшееся дитя (так назовем нас – людей) и начинает рыться в папиных книгах. Что-то увидел, подглядел, обнаружил «взрослые» журналы. Потом папа вошел и выгнал его из кабинета. Но пока ребенок там находился, в его голове что–то сдвинулось. Он узнал, что есть совершенно другой мир. Он еще не может всего этого принять, переосмыслить. Вот это и есть состояние модерна – еще не переосмысленный прорыв сознания, просто прорыв. То, что было в конце XIX – начале XX века. С тех пор прошло сто лет. Мы - я имею в виду человечество- подросли, сознание стало взрослее. Открылись многие духовные тайны. И переосмысливая классический модерн с позиции пройденного исторического этапа, я возвращаюсь к тому состоянию ломки догм. И получается «харитовский модерн». Он неожиданный, он ломает стереотипы, дает новый взгляд на какие – то вещи, и, безусловно, у него есть связь с классическим модерном. Но это уже модерн конца XX – начала XXI века. Вообще дом – это живое существо, некая энергетическая оболочка, которая с нами взаимодействует, а мы взаимодействуем с ней. Поэтому, когда я строю своим заказчикам дома, я с ними разговариваю и стараюсь создать соответствующую им оболочку. У каждого из нас есть определенная энергетика. Классицизм подходит добропорядочному человеку, немножко с брюшком, который ведет размеренную жизнь. А человеку, работающему на публику, в хорошем смысле, - барокко. Готика – религиозно-фанатичный стиль. Кому-то замок подходит, для кого-то смертельно опасно в нем жить. И нужно строить дом исходя не из «хочу дворец», а из энергетических особенностей будущего владельца и его семьи. Не случайно в истории существуют различные стили: классицизм, готика, барокко, ампир и.т.д. Об этом подробно написано в моих книгах.

- С чего вы начинаете работу, когда к вам лично приходит заказчик?
- Когда я берусь строить дом человеку, сначала с ним общаюсь, и это общение может быть долгим, и не обязательно в офисе. Мы можем вместе бывать в каких-то клубах, ресторанах, съездить куда-то отдохнуть. Мне нужно понять, что подойдет человеку с точки зрения энергетики архитектурного стиля. Заметьте – кто-то строит дом, и его судьба меняется к лучшему, а кто-то наоборот – начинает болеть, семья рушится, начинаются какие-то проблемы. На самом деле дом в этом участвует. К дому нужно относиться очень серьезно. Ко мне часто приходят люди и говорят, что строят дом уже 15 лет и никак не могут закончить. Может быть, их мировоззрение, их душа просто не готовы принять его. Все не просто так.

-Все это очень интересно, но как же вам удается с таким отношением создавать сотни домов в год?
_ Сотни домов строит «Интекс». Я же берусь за какой-нибудь один, особо интересный проект. Обычно у меня получается не больше одного дома в год. При этом заказчик тоже должен участвовать в процессе. С домом нужно нянчиться – и архитектору, и тому, кто будет в нем жить. Мне нравятся люди, которые относятся к жизни как к игре, тогда Богу тоже интересно с нами играть. Самая правильная философия, когда строишь дом, - относиться к процессу как к увлекательному приключению. Для этого тебе дается классный архитектор – так играйся с ним вместе. С такими людьми я люблю работать.

- Правда, что в готических замках есть привидения?
-Готика способствует проникновению в тонкие миры. Этот стиль просто так устроен. Башня – как проводник энергии, очень мощная вещь. Готическая арка тоже имеет вытянутую часть. Все это не просто так. А если еще в замок попадает человек с чувствительной умной душой, естественно, он начинает чувствовать привидения. Я знаю много примеров, когда люди попадали и жили в замках, которые для них не годятся. Сальвадор Дали, к примеру, купил в последние годы жизни готический замок будучи эпатирующим, совершенно не готическим человеком. И замок его в конце концов убил. Художник начал постоянно болеть, вспыхивали необъяснимые пожары – он боролся с этим замком. История загадочных случаев, происходивших в этом доме, описана в литературе.

- У вас как с привидениями?
- Нормально. С ними надо просто дружить.

Светлана Репина




Возврат к списку

Все права защищены. Перепечатка материалов с сайта без разрешения запрещена! Возрастное ограничения 12+